Назначение приспособления
Видео о самодельном адаптере для мотоблока
Мотоблок представляет собой разновидность сельскохозяйственной техники и используется для работ по вспашке почвы, её боронованию и культивации.
Главные преимущества агрегата — в его мобильности и многофункциональности. Разные варианты насадок позволяют задействовать мотоблок для широкого круга загородных работ вне зависимости от сезона — к примеру, в зимнее время он пригодится вам для уборки снега на участке.
Самый существенный недостаток мотоблоков в базовой комплектации – их нужно вести по грядке словно лошадь. Именно поэтому многие умельцы совершенствуют двухколёсного помощника, изготавливая для него адаптер. Такой апгрейд позволяет мотоблоку трансформироваться в мини-версию трактора.
Устройство адаптера
Адаптер для мотоблока не отличается сложностью конструкции. Состоит он из следующих элементов:
- механизм сцепления;
- упоры для ног;
- стойка для сиденья;
- труба для крепления колес;
- устройство тормозное – «прикол».
То есть, грубо говоря, адаптер – это тележка рикши, встраиваемая в мотоблок.
Сцепок, как правило, присутствует две: с помощью первой адаптер присоединяется к мотоблоку, вторая же позволяет агрегировать дополнительное навесное оборудование — например, сеялку или плуг.
Использовать отреставрированный мотоблок в качестве средства передвижения по дорогам общего пользования строго запрещается.
Хотя все адаптеры очень схожи между собой по строению, некоторые различия всё же присутствуют. По конструкции устройства делятся на передние адаптеры с рулевым управлением, задние и полноприводные.
Чертежи основных узлов
- Механизм сцепления. Представляет сварную конструкцию, вставленную в основную раму и закреплённую на болтах. Состоит из наваренных друг на друга двух отрезков квадратной трубы и отрезка обычной «водной» трубы калибром 1 дюйм.
В последнюю вставлен не до конца зажатый болтом шток с наваренным самодельным тройником. Шток смазан тавотом или солидолом и обеспечивает поворот тройника по оси для обеспечения эффекта качения при передвижении по ухабистой почве.
Конструкция из двух отрезков трубы, сваренных перпендикулярно. Горизонтальный отрезок вставляется в трубу крепления и фиксируется болтом. На вертикальном куске закрепляют (на подшипниках) ось с колесом.
Остальные узлы не столь существенны, и мы их рассматривать не будем.
Сборка адаптера для мотоблока своими руками
- Рама с сиденьем
Благодаря адаптеру с сиденьем и происходит превращение моторизированного блока в мини-трактор. Сиденье можно подобрать по своему вкусу (например, от старого мотороллера, автобуса или автомобиля). Лучше всего прикрепить то, в которое встроен амортизатор. Это позволит обойтись без рессор.
Порядок сборки:
Рама выполнена из трубы калибра 57 мм с вваренным (для поворотного кронштейна) хвостовиком. Кронштейн укрепляется штифтом. К раме приваривается перпендикулярно поперечина-уголок 50X50 мм. Накладывается настил из 3 мм железного листа, который приваривается к раме и к уголку. Боковые края настила (5-10 мм) отгибаются вниз, для безопасности (чтобы элементарно не порезаться). Выгибаются и свариваются крылья, на которые крепятся специальные надкрылки, снабжённые отражателями. При некоторых работах надкрылки убирается. В основную раму вставлена труба калибра 51 мм дополнительной рамы (выдвижной), которая фиксируется болтом.
Совет: Колёса подходящего диаметра с осью возьмите от любой мото, автотехники или даже от простой тележки для огорода. Если ось тачки длинная, то её укорачивают.
- Багажник
Укрепляется на блоках, не имеющих сверху приспособлений, перекрытие которых затруднит доступ к ним (крышка бака, приборы). Багажник незаменим при грузовых работах и работах на неровной почве (переносится центр тяжести блока). При необходимости (например, при пахоте) его можно снять.
- Каркас багажника собирается из водопроводных труб (? или ? дюйма), причём центральная имеет диаметр 1 дюйм.
- После насадки на неё труб опор центральная труба заваривается в багажник.
- Опоры укрепляют на коробке передач и штанге блока.
Высота опор подбирается с учётом того, чтобы багажник висел над блоком, а не лежал на нём.
- Кронштейн поворотный
Выгибается или сваривается из трубы калибра 50-60 мм. На него навариваются две втулки (отрезки труб), которые обеспечивают эффект качения рамы по продольной и поперечной оси.
Кронштейн надевается и фиксируется одной стороной на хвостовике, вставленном в раму, а другой – на мотоблоке.
Совет: Для удобства быстрого отсоединения от блока рекомендуется наварить на кронштейн ручку.
- Зеркало заднего вида
Необходимо при грузовых работах с тележкой. Устанавливается на задней части багажника или рукоятке блока. Можно применить автомобильное.
- Блокировка колёс
На некоторых марках мотоблоков этот узел укреплен довольно неудобно, и управлять рычагом блокировки очень сложно. Некоторые умельцы выносят его на свободную рукоять блока. Для переустановки рычага понадобится:
Снять тягу блокировочного устройства и продлить на ней резьбу соответствующей плашкой. Изготовить стальной упор. Просверлить в необходимых местах штанги (для каждого блока различны) отверстия в 10 мм и 3 мм. Установить мощную пружину возврата. Добавочные устройства к адаптеру
Сюжет об адаптере к мотоблоку своими руками
- Кузов самосвальный
Для кузова можно применить любую коробку, но лучше воспользоваться тележкой (тачкой), которая есть у многих огородников. Кстати (об этом писалось выше), её колеса идеально подходят для адаптера. Порядок установки кузова такой:
Выдвигаем раму с задним мостом. Совмещаем проушины садовой тачки и выдвижной рамы. Вставляем штифты. Рукоять тележки устанавливается на соответствующие опоры и фиксируется специальным запором. Опрокидыватель работает следующим образом:
Запор открывается. Срабатывает пружина. Тачка опрокидывается. - Отвал бульдозерный
Агрегаты большой и средней мощности могут быть использованы для бульдозерных работ (очищать дорожки и тротуары от навалившего снега или от грязи, выравнивать грунт).
- Кронштейн для закрепления бульдозерного отвала устанавливают непосредственно на лапах двигателя агрегата (возле опоры блока) и фиксируют соответствующими болтами.
- На кронштейны привинчивают (болт + контршайба + барашковая гайка) штанги 40 – 55 см (зависит от расположения лап двигателя конкретного блока), выполненные из 5 см. уголков.
Отвал сваривается или склёпывается из 1-2 мм жести. Основная часть (тело отвала) изогнута под углом 90 градусов. На неё изнутри приваривают или наклёпывают четыре треугольных стойки, выполняющие две функции:
Дополнительные режущие поверхности. Рёбра жёсткости. В стойках просверлены отверстия для присоединения к штангам. При этом надо учитывать, что бульдозерный отвал должен быть установлен вертикально по отношению к земле и параллельно «передку» агрегата.
Нижняя часть отвала обшивается тонкой жестью, чтобы он не уходил в землю. На неё крепится стальной нож шириной 10 см. Для разгрузки кронштейнов на блок установлены две тяги (на пружинах), автоматически приподнимающие отвал по окончании работ.
- Навесные грабли
Самодельные грабли выполняются из уголка шириной 60 мм, к которому привариваются стальные зубья граблей. Зубья выполнены из 10 мм прута, загнуты для жёсткости и заточены.
- К уголку (по бокам) приваривается треугольный кронштейн из стальных 40 мм полос толщиной 4 мм.
- На этот кронштейн сверху наваривают пластину для закрепления стояка (квадрат из 3 мм стали 10Х10 см).
- Стояк выполняют из простой или профильной трубы длиной 180 мм. Остальные габариты стояка должны соответствовать размеру отверстия для закрепления инструмента.
Использовать такие грабли необходимо без применения адаптера. Если хотите работать ими на адаптере, вам придётся разработать и установить устройство поднятия граблей.
Материал актуализирован 16.02.2017 г.